Общественные советники — люди, готовые решать проблемы других. Что заставляет их, помимо основной работы, брать еще и дополнительную нагрузку? Какими качествами должен обладать такой человек? Рассказать об этом согласился общественный советник района Крылатское, профессор кафедры философии в Российском новом университете, доктор философских наук, профессор, автор научных трудов Владимир Родачин.
— Владимир Михайлович, расскажите, как вы выбрали свою профессию? Какие научные труды вы написали?
— В моей биографии нет ничего необычного. Она похожа на судьбы многих других людей из семей потомственных военнослужащих. Я родился 18 ноября 1949 года в семье военнослужащего. Детство провел в военных городках. Отцовские погоны и ордена, романтика военной службы, книги и фильмы на военную тематику, без сомнения, повлияли на мой профессиональный выбор. Я всегда мечтал стать офицером, продолжив семейную традицию по линии отца — Родачина Михаила Семеновича, в 20 лет с началом Великой Отечественной войны направленного в Ленинградское артиллерийское училище и прошедшего всю войну. Он воевал в том числе под Сталинградом в составе войск Юго-Западного фронта под командованием генерала Н.Ф. Ватутина, в Острогожско-Россошанской и Ворошиловоградской наступательных операциях, затем после ранения — в составе 146 пушечно-артиллерийской бригады 1-го Украинского фронта в боях по освобождению Западной Украины, Чехословакии. Закончил войну мой отец в Праге в звании старшего лейтенанта. А уволился в запас из Группы советских войск в Германии в 1975 году подполковником, командиром артиллерийского дивизиона.
Так получилось, что стать командиром мне не довелось из-за близорукости. Но, к счастью, в 1967 году открылись политические военные училища, одно из которых, в городе Донецке, стало моей alma mater. Профессия политработника оказалась мне близка. Помимо того, проявился интерес к преподавательской деятельности, что обусловило поступление на военно-педагогический факультет Военно-политической академии имени В.И. Ленина. А дальше — очная адъюнктура, защита кандидатской и докторской диссертаций, руководство кафедрой в Пограничной академии ФСБ РФ.
Что касается научных и учебных трудов, то по большей мере они связаны с проблематикой безопасности. Этому посвящена монография «Идеология и современные военно-политические процессы», изданная в 1995 году, учебник «Гуманитарные основы управленческой деятельности в войсках и органах Пограничной службы России: в 2-х т. (2000 г.), статьи: «Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве» // Право и безопасность. — № 3-4 (8-9), декабрь 2003, «Опасности, угрозы, риски: сущность, соотношение» // Безопасность Евразии. — 2005. — № 3 (21), июль-сентябрь; «Духовная сторона войны: сущность и содержание (на примере Первой мировой войны 1914–1918 годов» // Безопасность Евразии, 2015. — № 1.
В последнее время в круг научных интересов входят вопросы социальной политики: «Социальная благотворительность»: учебное пособие. — М.: МГУУ Правительства Москвы, 2012; «Социальная поддержка жителей города Москвы»: учебное пособие. — М.: МГУУ Правительства Москвы, 2013.
Сейчас я готовлю издание курсов лекций по политологии, социологии, философии и логике.
— Есть ли у вас какое-то хобби? Увлекались ли вы чем-то помимо работы?
— Говорят, что профессия кормит, а увлечение придает смысл, увлеченный человек проживает много жизней. Это верно для профессий, оставляющих свободное время для хобби. Но в профессии педагога, а я работающий пенсионер, профессор кафедры философии РОСНОУ, его почти не остается. Если ты по-настоящему увлечен своим делом и стремишься повышать свой профессиональный уровень, стараешься не отстать от стремительно убегающей вперед науки, нужно быть постоянно в тонусе, много читать, изучать новинки философской, политологической, социологической литературы. Когда появляется свободное время, я посвящаю его семье, общению с внуками, знакомыми, друзьями, общественным делам. В том числе мероприятиям, связанным с деятельностью общественного советника. Для меня главное — не занять чем-то время, а найти себя в нем.
— Какие моменты или события вы считаете наиболее важными в своей жизни? Что оказало на вас существенное влияние?
— Я не отношусь к тем людям, жизнь которых полна ярких, неординарных событий, имеющих значение для кого-то еще за пределами семьи. Лично для меня остаются значимыми такие события, как поступление в училище и в академию, защита докторской диссертации, получение звания профессора, награждение орденом «Знак Почета», встреча с любимой женщиной, ставшей женой, Натальей Артамоновой, рождение дочери Алены, появление внуков Тимофея и Марка, стремление старшего внука Тимофея поступить в Суворовское военное училище.
Что касается влияния на мою жизнь и судьбу, то важнейшими его факторами были и остаются почитаемые, авторитетные люди: родители, учителя в школе и преподаватели в вузах, научный руководитель, профессор Голубев Владимир Иванович, а также отцы-командиры, коллеги по кафедрам и диссертационным советам, с которыми работал и работаю, друзья. К числу друзей я отношу и замечательного человека, главу управы района Крылатское Струговщикова Юрия Александровича.
— Какими достижениями вы гордитесь? Что еще хотелось бы сделать?
— Что касается чувства гордости, то стараюсь следовать в этом одной мудрой мысли, ставшей принципом моей жизненной философии: «Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой». Побеждать себя трудно, особенно если это касается собственных слабостей, искушений, эгоистических желаний, лени, безволия, стремления пойти по легкому пути. В этой борьбе приходится ежедневно добиваться маленьких побед. Для меня важно, например, что я никогда не курил, открыл путь в науку многим своим ученикам, сохранил доброе имя, заслужил право быть москвичом.
Конечно, как и многие, я сделал главное в своей жизни: состоялся как профессионал и личность, вырастил дочь, построил дом, посадил дерево, да не одно. Но не могу сказать, что реализовал весь свой педагогический, научный, общественный и человеческий потенциал. Тем более что в жизни так много интересных и новых областей для проявления индивидуальных способностей. В моих планах — и дальше не почивать на лаврах, стремиться быть востребованным, делать все то, что идет во благо дома и района Крылатское, в котором живу, а по большому счету — во благо Москвы, России.
— Почему вы решили стать общественным советником? Почему это важно для вас?
— На решение стать общественным советником повлияло несколько обстоятельств. Главное, изменилась обстановка в Москве. Избрание Мэром столицы Сергея Семеновича Собянина, поставившего задачу кардинально улучшить жизнь москвичей, повлекло за собой изменение философии власти и ее кадровое обновление. Она стала более открытой, прозрачной, нацеленной на диалог и сотрудничество с жителями столицы. Московским чиновникам пришлось переучиваться, усваивая современную философию государственной гражданской службы, исповедующую не бюрократические, а демократические, точнее, даже клиентоориентированные ценности. Они полностью меняли ситуацию в отношениях «чиновник — житель». Не чиновник, а именно житель Москвы становится главной фигурой, превращаясь из просителя в заказчика услуг. Я сам тому свидетель, поскольку в это время работал в Московском городском университете управления Правительства Москвы руководителем Центра программ повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Это был переворот в системе властных отношений. Конечно, он еще продолжается, не завершился окончательно. Но многое во власти преобразилось к лучшему. И с такой властью, которая развернулась лицом к гражданам, захотелось сотрудничать.
Есть еще одна важная мотивация. Каждый человек, как считали еще древнегреческие философы (прежде всего Эпикур), стремится к счастью. Существует много его определений, поскольку в человеческом счастье много граней и проявлений. Но мне ближе взгляд, выраженный Василием Осиповичем Ключевским: «Счастье — это возможность напрячь свой ум и сердце до последней степени». Конечно, можно напрягать свои душевные силы только в профессиональной сфере и ограничиться этим. Но в последнее время я стал понимать, что могу сделать больше. Что душевных сил хватит и на общественную сферу.
— Почему институт общественных советников кажется вам важным для города, для его жителей?
— Власть сама по себе, как бы она ни была мудра и влиятельна, не способна решить все проблемы людей, города, страны. Чиновники не могут и не должны решать за людей, как им жить, как улучшать условия своей жизни, как вести застройку городской территории, размещать объекты инфраструктуры, благоустраивать дома и дворы. Люди сами знают, что им нужно. Проблема в том, что не всегда интересы городских властей и жителей совпадают. Власть не может дойти до каждого. Закономерно возникает запрос на посредника в коммуникациях между властью и гражданами, способного как объяснить жителям позицию чиновников, так и предоставить властям, что называется, из первых рук информацию о запросах населения. Этим посредником и является общественный советник, представляющий интересы жителей многоэтажного дома и транслирующий на них инициативы властей. Каждодневно общаясь с соседями и другими жильцами, советник впитывает их чаяния и нужды людей, становится их доверенным лицом. Из мозаики интересов отдельных многоэтажных домов и складывается подлинная картина мнений жителей города в целом.
— Бывают ли интересные случаи, связанные со взаимодействием с жителями? Расскажите несколько запомнившихся.
— Каждый человек уникален и по-своему интересен. Общение с людьми расширяет кругозор, проясняет видение даже тех проблем, которые до этого казались очевидными и понятными. Что запомнилось больше всего? Особенно запали в душу взаимодействия с людьми, связанные с городской акцией «Бессмертный полк», посвященной 70-летию Победы. Мы стали свидетелями рождения связи между ушедшим в бессмертие поколением участников той войны и ныне живущими, особенно тем поколением, которое представляют мои внуки. Те эмоции, которые пережили люди, державшие в своих руках портреты родственников — воинов-победителей в нескончаемой колонне участников, не забыть никогда! Пусть в этом году от нашего 400-квартирного дома в акции участвовало всего 17 семей, но в следующем году, я уверен, их будет больше. Кому-то помешали дела, болезнь. Не скрою, были и равнодушные. Главное, чтобы таковых становилось меньше в нашем городе, в стране в целом. Правильно сказал Карен Шахназаров: «Свои прошлые победы чтят те нации, которые способны одержать новые победы».
— Кому бы вы посоветовали стать общественным советником?
— Молодежи. Сегодня в составе общественных советников, число которых в Москве превышает 20 тысяч человек, преобладают пенсионеры. Это понятно. Общественная работа требует свободного времени, которого у работающих семейных людей среднего возраста не хватает. Но у молодежи его предостаточно. И если пожилые люди отличаются богатым жизненным опытом, то молодежь компенсирует нехватку опыта и мудрости своей неуемной энергией, коммуникабельностью, инициативой и смелостью. Главное — направить активность молодых в позитивное русло.
Беседовала Алена Калабухова
http://gazeta.krl-uprava.ru/2015/07/01/nayti-sebya-vo-vremeni/